Уникальный бизнес-коммуникатор с поддержкой IP телефонии
Всё об IP телефонии: оборудование, справочные данные, статьи, терминология
Rambler's Top100

IP телефония - статьи и информация по IP телефонии

Статья:

Первые итоги внедрения IP-телефонии в России

Глава:


САМ СЕБЕ ХОЗЯИН


В корпоративном секторе IP-телефония пока что не так широко распространена, как на рынке операторских решений. Собственно, применительно к корпоративному рынку IP-телефонию можно условно разделить на магистральную и локальную. Каждое из этих направлений имеет свои недостатки. В так называемой LAN-телефонии главным сдерживающим фактором были прежде всего конечные устройства. Понятно, что на том этапе развития IP-телефонии, когда единственным вариантом клиентского устройства был мультимедийный ПК, всерьез воспринимать это решение как корпоративное никто не мог. Первые же IP-телефоны (они же Ethernet-телефоны) отпугивали своей ценой, а также необходимостью организации питания по отдельной линии. По сути дела пользователю предлагалось поставить на стол рядом с одним компьютером второй, причем стоящий ненамного дешевле. Необходимость внешнего питания также нарушала один из основных принципов, который гласил, что даже если во всем здании вследствие чрезвычайной ситуации пропадет электропитание, телефония должна функционировать, хотя бы какое-то время (пока ИБП поддерживает УАТС). Главным достижением предыдущего года можно считать то, что темпы сближения IP-телефонов с "нормальными" по всем параметрам заметно ускорились.


Снижение цен обеспечило, как и следовало ожидать, более массовое производство, причем, наверное, не столько собственно объемы производства, сколько массовость предложения. Крупные поставщики решений для корпоративной (и не только, конечно) телефонии стали более активно продвигать свои IP-телефоны, что не могло не привести к снижению цен. Симптоматично также, что за производство IP-телефонов стали браться азиатские производители: явный признак того, что в скором времени IP-телефон станет товаром если не такого же массового спроса, как и телефон обычный, то, по крайней мере, соизмеримого. Пока что цена конечного устройства остается достаточно высокой - не менее 150 долларов. Но если принять во внимание, что одним из главных маркетинговых двигателей "локальной" IP-телефонии является поддержка множества всевозможных сервисов (включая компьютерную телефонию), в пересчете не на "голый" порт, а на сервис, сегодняшний уровень цен представляется достаточно адекватным.

 

На корпоративном рынке интерес к IP-телефонии возрастает также благодаря тому, что сетевое оборудование приобрело некоторые черты УАТС - в первую очередь это касается проблемы питания IP-телефонов, работающих в полностью сетевом (т. е. без привычных УАТС, даже поддерживающих IP) окружении. Пионером в этом направлении выступает, естественно, компания Cisco Systems. Она весьма оперативно модернизировала свое сетевое оборудование, чтобы оно могло обеспечивать питание абонентских устройств. Для этого компанией выпускаются, во-первых, специальные интерфейсные модули, способные подавать питание по витой паре, а во-вторых, устанавливаемые в слот расширения, а также внешние блоки питания постоянного тока. Стоит отметить, что "электрические" интерфейсные модули могут работать и с обычным сетевым оборудованием, поскольку у них имеется функция автоматического определения типа подключенного к порту устройства - питание подается только после того, как оконечное устройство его "попросило".


Правда, несмотря на то, что основные два препятствия на пути внедрения IP-телефонии "от и до" в корпоративном окружении успешно преодолеваются, все же один сдерживающий фактор по-прежнему остается - заказчик (а это, очевидно, крупный заказчик) должен либо иметь новые "неосвоенные территории", либо быть готов радикально модернизировать свою телекоммуникационную инфраструктуру. Повлиять на это обстоятельство производители не в состоянии, поскольку объективные достоинства их решений в данном случае не столь важны. Тем не менее в нашей стране решения на базе IP-телефонии начинают проникать и в корпоративные сети. Возможно, в первой половине этого года мы сможем вам рассказать как минимум об одном успешном опыте внедрения. В целом же есть основания предполагать, что в уже имеющихся корпоративных сетях законченные решения IP-телефонии будут внедряться сначала на периферии, а потом уже постепенно проникать все ближе к ядру сети.


Что же касается магистральных участков корпоративных сетей, там внедрение IP-телефонии сдерживается наличием других альтернативных вариантов конвергенции голоса и данных. Поскольку в корпоративных сетях связь между центральным и удаленным офисами организуется, как правило, по выделенным каналам, использование устройств, способных с меньшими накладными расходами осуществлять пакетную передачу данных, представляется более логичным. Учитывая, что недорогие FRAD начального уровня допускают непосредственное подключение к ним телефонных аппаратов, решения, например VoFR, масштабируются от малого до центрального офисов с хорошим экономическим эффектом. Однако по мере расширения рынка решений VPN (развитие которого в России сдерживается особенностями национального законодательства в отношении криптографии) спрос на магистральную IP-телефонию должен также начать расти, поскольку децентрализованный подход, когда открытые сети IP используются в качестве среды передачи корпоративного трафика данных, логично распространить и на телефонные приложения. Не очень активное, по вышеназванной причине, но достаточно уверенное развитие рынка решений VPN также способно помочь преодолеть предубеждение, что любой трафик IP может перехватить кто угодно (безусловно, это явное преувеличение). Конечно, корпоративным заказчикам очень не хотелось бы, чтобы их подслушивали. Возможность защитить корпоративный голосовой (пакетный) трафик от перехвата помогает привлечь их на свою сторону.


Переломным моментом в развитии корпоративного рынка может стать широкое освещение двух-трех реально действующих достаточно масштабных проектов (реализацию которых можно ожидать в грядущем году, поскольку работа в этом направлении уже довольно активно ведется), способных продемонстрировать практическую отдачу. Поскольку при внедрении конвергированных решений инвестиции окупаются довольно быстро, показательные проекты должны быть достаточно наглядными. Самым показательным, конечно, был бы пример частичной или полной замены традиционной телефонии на IP-решение. Осуществить подобный проект, как уже говорилось трудно, но не так уж невозможно, ведь для апологетов IP-телефонии такой почин стоит затраченных усилий.


Кроме того, по всем признакам, производители решений для корпоративной телефонии (точнее, их российские представительства) начинают более активно продвигать свои решения в области IP-телефонии на отечественном рынке. Делается это, очевидно, по инициативе их местных партнеров, поскольку тех привлекает возможность активной работы на перспективном рынке при поддержке компаний, сделавших себе имя на решениях для телефонии. Учитывая то, что ведущие производители позиционируют свои УАТС как "готовые для IP ", убедить заказчика внедрить IP-телефонию хотя бы частично, будет несколько проще, поскольку телефония обычная у него останется.


Итак, общий прогноз - в начавшемся году IP-телефония займет свои первые рубежи на корпоративном рынке, но развиваться будет достаточно умеренными темпами. Однако если успех даже немногочисленных проектов окажется очевиден, то это станет предвестником появления более массового спроса.